Оглавление
О мистическом значении бороды [↑]
Так же, как одежда, кроме своей главной функции, является чем-то вроде «оболочки» для человека, «защитного слоя», так же и волосы, и особенно — борода. Без нее человек оголен и уязвим. Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8), что мэцора — человек, пораженный язвой цараат — злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.
По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки.
Кроме того, как одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом», так же и волосы выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).
Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.
Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — (Дварим 22:5).
Известно, что, раби Йоханан был необычайно красив (Бава Мециа 84а), но тем не менее, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.
Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.
То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.
Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».
Брить или не брить? [↑]
В Торе сказано: «…не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра 19:27). Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в «Эмек а-Давар», комментируя этот пасук, пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды. Безбородыми были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно и поэтому запретил сбривать им бороды.
Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра,19:27) объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережевывания пищи. Более материальная часть лица прикрыта бородой и усами. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, поэтому им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам — более совершенным в духовном отношении созданиям — нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды.
Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям? Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки.
Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.
Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.
Обычай и закон [↑]
Во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются Каббалой, бороду даже не подравнивают. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль не брил бороду и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.
Согласно букве закона, нет обязанности отпускать бороду. Запрет удалять волосы с лица относится к бритью. Если бороду и усы подстригают ножницами, то это разрешено («Макот», 21а; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 181:10). Однако речь здесь идет не об инструменте, которым пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно проводится стрижка. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено, только если ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шэвет а-Леви», ч.5, п.101).
Вырывание волос [↑]
Вырывать волосы рукой или выщипывать пинцетом разрешено.
Бритье усов [↑]
Запрет удаления волос лица включает в себя также бритье усов.
И даже просто подравнять усы и бороду, если при этом полностью удаляют волосы лезвием, — запрещено.
Границы «запретной зоны» [↑]
Очень сложно провести четкие границы бороды и усов в отношении запрета бритья, поэтому запрещено выбривать волосы, которые растут на всей поверхности лица, а так же на горле (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», там же, п.11).
Пользование электробритвой и машинкой для стрижки волос [↑]
Некоторые электробритвы устроены так, что они стригут волоски, как ножницы, а не бреют их, как бритва, — такими электробритвами пользоваться разрешено. При таком «бритье» небольшая часть каждого волоса остается нетронутой, и это хорошо ощущается, когда проводят рукой по лицу против направления роста волос. И если нет полной уверенности в том, что при пользовании электробритвой или машинкой для стрижки ни один (даже самый тонкий и мягкий!) волосок кожи лица не будет срезан под корень, пользование ими категорически запрещено.
Каким образом можно определить, полностью срезается волос или нет, при использовании машинки для стрижки? Принцип работы машинки для стрижки заключается в том, что волос срезается посредством соприкосновения двух ножей: статичного и подвижного. Когда статичный нож прикладывают к лицу, он служит своеобразным «ограничителем» для движущегося ножа, и волос срезается не полностью.
Но если к лицу обращен подвижный нож, волос сбривается полностью, что запрещено Торой, — а по этому принципу работают некоторые модели машинок для стрижки. Как определить, какой машинкой можно пользоваться, а какой — нет?
Если оба ножа — и статичный, и подвижный, — находятся на одном или почти на одном уровне, запрещено во время стрижки касаться лица машинкой, обратив к нему подвижный нож. Если подвижный нож ниже статичного хотя бы на два миллиметра, машинкой разрешено брить усы и бороду (но не виски), даже если подвижный нож обращен к поверхности лица.
В первой половине прошлого века возник серьезный спор законоучителей в отношении первых моделей электробритв. Многие считали, что пользование бритвами даже тех времен приравнивается к бритью лезвием и запрещено Торой. В отношении практически всех современных моделей любых фирм, которые оснащены двойными, тройными и «плавающими» ножами, а также имеют другие технологические усовершенствования, позволяющие достичь даже более гладкого бритья, чем при использовании лезвия, нет расхождений среди раввинов, и по всем мнениям пользование ими запрещено.
Для того чтобы предоставить возможность желающим пользоваться электробритвами, продаются такие модели, которые либо изначально созданы, либо специально переделаны в соответствии с законом о запрете бритья лезвием. Приобретая бритву (а также одалживая ее или пользуясь парикмахерскими услугами), необходимо удостовериться в том, что эта модель разрешена для использования компетентными раввинами.
Использование мазей и кремов для удаления волос [↑]
Поскольку удаление волос с помощью специальных кремов не считается бритьем, при их использовании не нарушается запрет уничтожения бороды и усов. Принцип устранения волос с помощью крема заключается в том, что содержащиеся в креме вещества ослабляют связь корней волос с кожей, в результате чего появляется возможность их легко устранить.
Если бы крем находился на коже длительное время, то корни всех волос смогли бы ослабеть, и было бы разрешено устранить волосы любым, даже очень острым предметом, так как этот предмет лишь убирает уже отделенные от тела волосы, а не бреет их. Однако на практике крем не оставляют на коже длительное время, поскольку это может вызвать раздражение, и его вместе с волосами снимают очень быстро. Особо крепкие корни не успевают при этом ослабнуть, и, если устранять волосы острым предметом, получается, что их как бы сбривают лезвием. Поэтому для снятия волос запрещено пользоваться любыми острыми предметами, так как любой предмет, который полностью сбривает волосы, из какого бы материала он не был изготовлен — металла, камня или дерева, — считается бритвой («Нода бэ-Йеуда», таньяна, «Йорэ Дэа», п.81).
Волосы на шее [↑]
Подбривать волосы на шее разрешено любым способом:
Дополнительные законы, относящиеся к запрету бритья бороды [↑]
Запрет о бритье бороды не распространяется на женщин («Шулхан Арух», там же, п.6).
Разрешено причесывать бороду и усы, несмотря на то, что при этом могут непреднамеренно вырвать волос («Хатам Софэр», ч.2, «Йорэ Дэа», п.139).
Тот, кто бреет другого еврея запрещенным способом, совершает нарушение. Тот, кого бреют запрещенным способом, совершает нарушение, даже если тот, кто бреет — нееврей («Шулхан Арух», там же, п.4).
Если необходимо выбрить волосы в «запретной зоне» в медицинских целях (операция, обработка раны и прочее), в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином о том, как надо правильно поступить.
Если родители или жена просят не отпускать бороду, в большинстве случаев следует исполнить их просьбу («Тшувот вэ-Анагот», ч.1, п.529).