Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Общая мысль всего поста (вывод и результат): Звулун помогал Иссахару не потому, что они были братья, а наоборот: они были братья именно потому, что он ему помогал.
Но о Звулуне с Иссахаром чуть позже. А сначала эпизод про одного перепуганного миллионера. Записанный со слов рава Хизкияу Мишковского, этот рассказ регулярно печатают во многих израильских еженедельниках, когда читается первый раздел книги Бемидбар. Тема понятно какая: помогайте ешивам и тем, кто изучает Тору!
** **
Был у рава один знакомый американец, очень богатый человек, настоящий миллионер-олигарх. На самом деле – израильтянин из соблюдающей семьи, и сам Тору никогда не оставлял – но вот, решил посвятить жизнь серьезному бизнесу. Начал с алмазной биржи в Рамат-Гане, потом невероятно разбогател и уехал за океан, где развернулся по-настоящему
Обладал он одной феноменальной особенностью: всегда и во всем ему сопутствовал успех. Какое бы дело ни начинал, куда бы ни вкладывал деньги – везде они оборачивались прибылью. За что ни брался, все обращал в чистый капитал. Об этом его свойстве знали коллеги-богачи, которые старались при случае заполучить его в компаньоны, – и ни разу он их не подвел. На нынешнем языке про него можно было сказать: фантастическая везуха!
Так вот, однажды рав Мишковский повстречал его в Израиле. И это было странно и непонятно – ибо, согласитесь, американцу, воротиле финансового бизнеса, делать в Израиле явно нечего. Тут масштабы не те.
Тем не менее, столкнулся с ним, буквально бегущим по иерусалимской улице. И спросил: в чем дело?
Тот на одной ноге ответил, что приехал мириться с равом Натаном Цви Финкелем (глава ешивы Мир). И по всему было видно, что американец серьезно расстроен.
Со временем выяснилась следующая картина маслом.
Рав Финкель, как и многие руководители ешив, время от времени наезжал в Штаты для сбора средств на свое учреждение. И вот, во время последнего посещения, он зашел к нашему миллионеру. Тот уже не впервые помогал ешиве Мир, так что на этот раз тоже выписал щедрый чек.
И тут случилось непредвиденное. Никогда этот человек не позволял себе нескромных речей в адрес ведущих раввинов, но в тот момент, видно, что-то на него нашло. Он и сам теперь затрудняется объяснить, какая муха его укусила.
Короче, спросил раввина: почему на этот раз собирается сумма, много большая той, что была год назад?
Рав ответил, что ешива растет, число учеников увеличилось, расходы тоже не стоят на месте.
И тут богач сказал: зачем увеличивать свою ешиву, если денег не хватает? Разве не лучше остановиться на том бюджете, который был раньше?
(Скорее всего, он привык так говорить со своим окружением – делая замечания и давая советы по всем вопросам управления, ведения бизнеса и прочего народного хозяйства. Заметил, должно быть, что дельцы-банкиры-магнаты с благодарностью внемлют каждому его слову. Ну, и на сей раз дал совет из той же области раввину. В конечном счете, разве раввин, управляющий ешивой, – не своего рода менеджер?)
Посмотрел рав на него и ответил (вполне кротко и без задней мысли): но ведь и ты тоже не останавливаешься на своих миллионах – и стараешься увеличить свой капитал, не так ли?
Богач согласился – и они расстались.
Только после этого вдруг увидел он к своему ужасу, что успех отвернулся от него. Напрочь! За что теперь ни брался – все рассыпалось в руках, любое самое малое начинание упиралось в тупик, деньги перестали литься на него дождем, пошли убытки да провалы (заметьте, задолго до мирового кризиса).
И наш богач сразу понял в чем дело. Теперь едет мириться с раввином Финкелем.
** **
Вот и вся история. Обратите внимание, как быстро тот сообразил, в чем причина неуспеха. Т.е., он и раньше отлично знал, что́ именно является причиной и корнем его предыдущих побед и везений. Но теперь не на шутку перепугался.
От себя отмечу, что не раввин с ним поссорился – а небо. И это понятно – ибо оно всегда защищает честь и дело людей Торы и мудрецов. Да и просто понятен механизм: путь нашего героя затем и был успешен в прошлом, т.е. потому к нему и шли миллионы – чтобы он помогал евреям учить Тору! И как только высказал сомнение в адрес руководителя поколения – успех тут же ушел. Или, если хотите, можно сказать чуть иначе: как ты судишь этот мир, так небо тебя судит. Ты посоветовал раву сократить ешиву – и небо приступило к сокращению твоего богатства. Зачем оно теперь – если не для ешив!
** **
Вернемся к Звулуну с Иссахаром.
При перечислении колен, вышедших из Египта, Всевышний указал, в каком порядке они должны стоять вокруг Ковчега на стоянках в пустыне ("каждый под своим знаменем"), Причем в тексте Торы все колена перечислены друг за другом через соединительный союз "и" (вав).
А именно, указаны четыре лагеря вокруг ковчега: с востока (Йеуда и Иссахар, Звулун), с юга (Реувен и Шимон, и Гад), с запада (Эфраим и Менаше, и Биньямин), с севера (Дан и Ашер, и Нафтали). Так и выходили в поход.
Итак – на востоке – Йеуда и Иссахар, Звулун. Последний без соединительного союза!
Объяснил Бааль-Турим: это потому, что Звулун обеспечивал Иссахара (т.е. Иссахар учил Тору, а Звулун его кормил). Так я увидел в мидраше Танхума [это Бааль-Турим пишет "увидел я"]: Тора не захотела принизить Звулуна [мол, он Тору не учит, а поэтому вторичен, рангом пониже], поэтому указала их обоих – как одно колено: "Иссахар колено Звулуна" (но не "Иссахар и колено Звулуна"). Об этом говорится: "Тора – живое дерево для тех, кто за нее держится, счастливы те, кто ее поддерживают". (Это и есть держаться за нее = ее поддерживать.)
** **
Кстати, почему в восточном лагере (который шел по пустыне первым) стояли рядом колена Йеуды, Иссахара и Звулуна? Что их объединяло, кроме того, что они были сыновьями Леи?
Отвечает рабену Бехаей: все они были мудрецами Торы. Потому стояли рядом.
Про Йеуду сказано (в благословении Яакова), что из него выйдут законоучители. – Такой была династия Илеля, прямого потомка Йеуды (раби Йеуда Анаси, рабан Гамлиэль и др.). Такими были (тоже потомки Йеуды) руководители евреев в вавилонском рассеянии (получившие звание рейш-агола).
Про Иссахара сказано, что люди его колена будут заниматься установлением времен (календари и пр. премудрости).
Про Звулуна – что они будут соферами, писцами Торы.
** **
Спрашивает раби Залман Сороцкин (в книге אזנים לתורה): но ведь Звулун занимался торговлей и кормил Иссахара! (Какие, мол, еще соферы, ученые люди?)
Ответ такой: Леа должна была родить 4 сыновей. (После рождения Йеуды написано: "и перестала рожать".) Т.е. у нее и у Рахели должны были родиться по 4 сына у каждой.
Но в силу того, что она отдала дудаим (мандрагоры?) своей сестре Рахели, – получила награду и родила Иссахара.
А почему родила Звулуна? – потому что Всевышний захотел не только рождения того, кто будет содержать мудреца Торы, но и того, кто будет любить мудреца Торы братской любовью.
Вывод: не говори, что из-за того, что он был его братом, он ему помогал. Но говори, что был его братом потому, что помогал ему!
Так написал рав Сороцкин.
**
В посте использованы материалы, вошедшие в видео-урок (называется "Поддержи!"), который транслировался в прямом эфире с сайта Толдот.
Помогайте Торе!
Теги: Видео-урок, Недельный раздел