Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Тут еще одна история вспомнилась про рава Ицхака Зильбера, зацаль.
Лет 17-18 назад состоялся выездной семинар по Торе в Прибалтике, они тогда еще только отделялись от России. Уроки происходили в пансионате под Ковной (столица Литы), куда надо было ехать где-то с получаса на машине. Я там провел три смены (каждая по неделе), а история произошла в самом начале, в первую смену.
Свидетелями эпизода были, кроме меня, рав Пантелят, рав Хаим Коэн и слушатели лекций. А еще туда приехал на пару дней рав Зильбер.
И привезли нам откуда-то местную Тору, полный свиток. Хранили его, наверное, с опаской, но с подобающей осторожностью. А перед чтением Торы в субботу наши специалисты внимательно его просмотрели.
И вот в субботу вызывают рава Зильбера к Торе, он подходит, смотрит на страницу и уверенно показывает на одну из букв. Все бросились смотреть – чистый посуль! И так проверяли и этак – ничего не получается: нельзя по этому свитку читать.
А теперь скажите: многих вы видели людей, чтобы, не обладая острым зрением, подойти к свитку и первым же взглядом обнаружить ошибку?
Понятно, что это помощь с небес – чтобы мы потом не произносили напрасную браху. Но все равно удивительно.
Есть у того рассказа несколько другой вариант. Некоторые, считая, что я подзабыл важную деталь, меня поправляют: мол, раввин обнаружил ошибку не во время его вызова к чтению, а уже когда свиток в раскрытом виде поднимали кверху. Он показал на него пальцем – но прежде чем сказать, как все остальные: "Вот она, Тора, и т.д." – увидел ошибку ч.н. с воздуха. И тут же свиток отложили в сторону.
Мне во втором варианте не нравится то, что, согласно ему, рав говорил браху над некашерным свитком, когда его вызвали первым, а она – у такого человека! – не может быть напрасной. На что мне заявляют, что его не вызывали к Торе. Ой, отвечаю, вы можете себе представить ситуацию, когда рав Зильбер находится с нами, а его не вызывают?
Так или иначе, я продолжаю настаивать на первом варианте той исторической сцены.
Теги: Личное