Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Серия "Тора и социальные роли: моральный аспект"
ЗАПОВЕДЬ ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ
Прежде чем приступить к знакомству с самой заповедью – несколько вопросов для обсуждения.
- Насколько оправдано наличие этой заповеди в комплексе законов, регулирующих отношения человека с другими людьми? Короче говоря, что она дает самому обществу? Что она дает тому, кто принимает гостей?
- Приведите примеры, известные вам из Торы, на тему приема гостей? [1] Примеры, где показано "антигостеприимство" [2]?
- Что собой представляет процесс приема гостей? Если бы вам была поручена роль законодателя, то что бы вы включили в эту заповедь?
- Выполняет ли эту заповедь (в вашем представлении о ней) хозяин гостиницы? Выполняет ли ее отец семейства, приглашающий погостить на субботу свою тещу, бабушку своих детей? Выполняете ли вы, когда приглашаете друзей к себе домой? Выполнил ли ее человек, пригласивший друга отобедать в ресторан и заплативший по общему счету? И т.д.
После обсуждения знакомимся с положениями Торы на эту тему
В Торе описывается, как наш праотец Авраам принимал трех гостей – трех ангелов, представившихся бедуинами [3]. Написано (Берешит 18:3): "И сказал: …если нашел милость в Твоих глазах, не проходи мимо Своего раба".
Описание сцены: Авраам стоит у входа в шатер и разговаривает со Всевышним. Мимо идут три бедуина. Авраам приглашает их к себе в дом. Как приглашает? Обращается к Творцу, с Которым беседует [4], с просьбой не оставлять его, пока он исполнит заповедь гостеприимства, чтобы затем продолжить беседу (или молитву, если вам это больше нравится). И тут же обращается к путникам (в той же речи, с которой обращается ко Всевышнему [5]): "Пусть будет взято немного воды и вы омоете свои ноги [6]…"
Из того, что Авраам как бы оставляет, пусть на время, Всевышнего и бежит принять гостей, мы видим, что заповедь принимать гостей выше, чем прямой разговор с Б‑гом!
И еще один важный момент. На первый стих главы (Авраам "сидел у входа в шатер в знойный день") пишет Раши: "Создал Всевышний необычайно жаркий день, чтобы не утруждать его гостями, но, увидев, что тот опечален, ибо нет у него гостей, послал ангелов под видом людей".
Авраам болел – шел третий день после его обрезания. Но как всегда сел у входа в шатер, чтобы приглашать к себе путников[7]. Ангелов Всевышний мог послать и в обычном, ангельском, виде (как в эпизоде встречи Агар и ангела в пустыне). Но из сострадания к мучениям Авраама (по поводу отсутствия гостей) послал их в виде бедуинов.
Промежуточное обсуждение: почему гостеприимство важнее беседы со Всевышним?
Продолжаем. Еврейский закон (алаха), а также комментаторы Торы указывают, что термин гостеприимство (по-еврейски ахнасат-орхим [8], "введение гостей") относится к тому случаю, когда принимается гость, которому негде ночевать и есть [9]. Примеры: мы приглашаем к себе человека, прибывшего из другого города, или бездомного бедняка [10] и т.п.
Но если мы приглашаем своих знакомых из того же города, где живем сами, чтобы устроить для них званный вечер, то, хотя все расходы оплачиваются нами, все же здесь нет необходимого элемента помощи людям, а следовательно, в лучшем случае мы проявляем себя хорошими друзьями, но не заняты выполнением мицвы гостеприимства. Ибо принимать и угощать друзей – обычное явление в мире людей. Таково мнение иудаизма. (Вопрос для обсуждения: вы с таким мнением согласны?)
Определение закона. В положение о гостеприимстве входят следующие пункты:
- приветливость хозяев
- незамедлительное предоставление еды (или закусок перед едой) и питья, ибо гость, возможно, голоден и хочет пить, но стесняется об этом сказать
- на ночь гость получает наилучшее место (и постель) для сна, ибо, возможно, он устал с дороги, а уставшему с дороги человеку удобство во сне важнее даже, чем утоление голода.
То, что предоставление постели важнее, чем еда, отмечено Танахом в рассказе о женщине, принимавшей пророка Элишу. Она обращается к своему мужу (II Млахим 4:10): "Давай сделаем наверху маленькую комнату и поставим ему там кровать, стол, стул и светильник". Кровать предшествует столу, ибо женщина понимает, что уставший путник часто предпочитает сначала отдохнуть, а потом поесть.
Теперь об отношении хозяина к гостям. Учим из той же сцены про Авраама и ангелов. Сказал путникам: "Если нашел милость в Ваших глазах, то не проходите мимо Своего раба". Тем самым дал понять, что не он, приглашая их в шатер, а они ему могут оказать милость, если зайдут внутрь. Милость оказывает гость, а не хозяин, – только с таким чувством можно принимать гостей [11]. Ибо тогда гость перестает чувствовать, будто ему делают одолжение, что очень важно для поднятия духа человека, пришедшего к нам [12].
И еще. Авраам предложил взять у него немного воды, чтобы обмыть ноги с дороги, и подкрепиться куском хлеба, а сам тут же побежал к стаду и отдал распоряжения слугам о приготовлении большой трапезы. Сказали мудрецы: "Праведник обещает мало, но делает много; человек неправедный обещает много, но делает мало" [13].
Кстати, вопрос для обсуждения: почему надо обещать мало? (Вопрос для обсуждения.) Уж лучше ничего не говорить, а делать, что делаешь. Ведь здесь присутствует своего рода обман, а обманывать нехорошо!
Ответ: чтобы дать понять гостю, что хозяин не будет утруждать себя сверх меры. Ибо подчас путник отказывается войти в дом, чтобы не утруждать хозяев [14]. Лучше позволить себе на этот счет небольшой обман, чем оставить усталого человека на улице.
Об Аврааме написано, что он побежал к стаду, причем три раза употреблено слово поспешил (давая указания). Отсюда следует, что на хозяине лежит обязанность самому ухаживать за гостями, а не передоверять эту обязанность слугам. Дать распоряжения – это и называется лично участвовать в приеме гостей. Впрочем, можно возложить все заботы по приему гостей, вплоть до непосредственного прислуживания за столом, на своих детей. Чтобы тем самым дать им выполнить другую великую мицву – почитания родителей.
Сказали мудрецы (трактат Бава Кама 86): "Поскольку Авраам лично ухаживал за ангелами, то с тех пор Всевышний лично занимается судьбой его потомков" [15].
Гостей надо принимать с радостью. Даже если у хозяев, безотносительно от гостей, есть причина для забот и печали. Во всяком случае, не следует посвящать гостей в проблемы хозяев. Им это не доставит приятного чувства, которое должен испытывать гость в еврейском доме. Учимся у Авраама: несмотря на то что он тяжело болел, ни слова, ни полслова (по выражению наших мудрецов) он не сказал о своей болезни гостям. Итак, запомним: приветливость, радость и атмосфера доброжелательности!
О размере награды за выполнение заповеди "введение гостей" сказали мудрецы: "Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы денно и нощно стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге".
* * *
Несколько историй из жизни наших мудрецов
Про рава Соловейчиа
Посетил однажды раби Йосеф Дов Соловейчик, один из самых выдающихся авторитетов конца XIX века, город Барановичи. Человеком он тогда был еще молодым, в лицо его мало кто знал. Неудивительно, что, когда обратился к владельцу еврейского постоялого двора, может ли у него остановиться на ночь, тот решил, что перед ним обычный еврей – и "нечего перед ним ломать шапку". Он так и сказал прибывшему: "Где найдешь угол на кухне, там бросай свое пальто на пол, да и ложись. У меня нет времени на тебя, с минуты на минуту прибудет раби Аарон из Кайданова!" И побежал отдавать указания по приему знаменитого рава. Раби Йосеф Дов вздохнул и пошел искать незанятое место под лестницей. Когда прибыл раби Аарон, личность, действительно, знаменитая, вся прислуга суетливо забегала. А больше всех суетился хозяин гостиницы. И вот раби Аарон поднимается по лестнице, вокруг несут фонари. Топот, грохот. Бросает взгляд вниз – и кого он замечает? Рава Соловейчика, мирно лежащего на пальто, расстеленном прямо на полу! Он спускается и начинает жарко приветствовать уважаемого учителя, который еще не успел закрыть глаза.
Увидел эту сцену хозяин и обомлел от страха. Прорывается он к раву Соловейчику и начинает со слезами в голосе извиняться: дескать, не знал, что за раввин посетил его заведение, он раскаивается в ошибке и уже сейчас намерен распорядиться отдать раввину самую лучшую комнату, нет, даже не просто комнату, а свои апартаменты, а он и его жена как-нибудь устроятся, и ужин раву будет подан самый лучший и прямо в комнату. Выслушал рав Йосеф Дов эти извинения и произнес фразу, которая в переводе с идиш на иврит, а потом на русский означает следующее: "Наши мудрецы учат законы гостеприимства у Авраама, принимавшего трех гостей, а не у его племянника Лота. Почему? Ведь, кажется, Лот проявил большее мужество: ему угрожали жители Сдома, но он не выдал гостей на растерзание толпы, в то время как Аврааму никто не угрожал. Дело в том, что Лот знал, что его посетили ангелы. А перед ангелами трудно не проявить максимальное старание. Авраам же думал, что перед ним простые арабы. И все же побежал отдать распоряжения, чтобы приготовили самое лучшее… Никакой доблести нет в том, чтобы отдать свою комнату человеку, к которому относишься с повышенным почетом. Но заповедь говорит нам: прими простого человека, как самого дорогого из гостей. Прими, как принимают ангелов!"
Про Хафец-Хаима
Аналогичная история произошла в городке Радин. Приехал в те места – специально на встречу с Хафец-Хаимом – один ученый человек, который не знал великого мудреца в лицо. Дело было вечером, и он спросил на улице первого встречного, где останавливаются приезжие. Тот ответил, что приезжие останавливаются у него. Привел в свой дом, выделил комнату, накормил ужином, причем ухаживал за ним как владелец гостиницы. Наутро, уже в синагоге после утренней молитвы, наш приезжий поинтересовался, кто из молящихся Хафец-Хаим. Велико же было его удивление, когда ему указали на "владельца гостиницы". Тут же бросился он к Хафец-Хаиму просить прощения за то, что позволил ему прислуживать вчера вечером. На что рав сказал (опять-таки в переводе с идиш): "Я бы тебя простил, когда бы был свободен от заповеди принимать гостей. Но я не свободен, поэтому не за что прощать. А потому спасибо тебе за то, что дал мне ее исполнить".
Про рава Альберштама
Известно, что раби Ехезкель Альберштам из Шинова всегда старался пригласить к себе в дом больных и нищих, которых не приглашали другие. Так, однажды пришли к нему на урок хасиды и обнаружили в комнате, на кровати рава, какого-то человека – лежит ворочается, чувствует себя как дома. Удивились хасиды: кто это лежит на постели их цадика, в то время как он сам сидит с ними и дает урок? Только рав вышел на минутку, бросились они к кровати и увидели человека, который уже несколько дней слоняется по улицам их города, но никто не берет его к себе в дом – настолько он страшен видом: весь покрыт лишаем, нечист до предела и пахнет. А тут лежит, отмытый, в выстиранной рубашке, сытый и довольный. Вернулся в комнату раввин и заметил: "Заповедь – приютить человека, если ему негде спать. Но нигде не сказано, что она касается только людей, которые нам нравятся внешним видом".
Еще раз про Хафец-Хаима
Остановился однажды в доме Хафец-Хаима на субботу богатый еврей. Но присутствовать на трапезе вместе с хозяевами он наотрез отказался – пока ему не пообещали, что после субботы он заплатит за все, что съел и выпил. Наутро после субботы, когда гость уже было собрался покинуть гостеприимный дом, вдруг выяснилось, что Хафец-Хаим не хочет брать с него никаких денег. "Но ведь рав обещал! – чуть не плача, заявил расстроенный гость. – Разве можно не держать обещания?" – "А если бы я не обещал, – ответил рав, – скажи честно, ты бы чувствовал себя спокойно?" – "Пожалуй, нет, – сознался гость. – Всюду я стараюсь платить за себя сам, ибо привык есть свою еду, а не чужую". – "Вот потому я и дал тебе слово: чтобы ты знал, что ешь свою еду. И чтобы провел субботу без забот и ненужных мыслей. Но знай, что я и сам так считал – что ты ешь, хоть не оплаченную, но свою еду, а не мою. Ведь только так можно выполнить заповедь о приеме гостей".
Про раби Гроджинского
Гостил у раби Хаима Озера Гроджинского в дни праздника Сукот один приезжий. После вечерней молитвы сказал ему рав, что приглашает гостя пройти в сукку, стоящую во дворе, там его ждет праздничная трапеза, но он сам останется в доме, на втором этаже, ибо приболел, а, как известно, больной человек свободен от выполнения заповеди есть и спать в сукке. Так гость и сделал – спустился в сукку и только собрался приступить к трапезе, как вдруг видит, что сам рав стоит в дверях и, держась за спину, тяжело дышит после трудного спуска по лестнице. Рав объяснил: "Сначала я подумал, что останусь наверху, потому что свободен от исполнения заповеди сукки. Но понял, что не свободен от исполнения другой заповеди – приема гостей! Ведь Авраам принимал трех путников, когда сам тяжко болел… Да и не хорошо, когда трапеза проводится в одиночестве. Какое же это гостеприимство?"
[1] Обычно указывают Авраама и трех ангелов. Что вы скажете о Лаване, принявшем сначала Элиэзера, слугу Авраама, а через много лет – Яакова, бежавшего от гнева Эсава? О Йосефе, пригласившем к себе в Египет отца и братьев? Можно ли сказать, что Авраам и Сара гостили у фараона, а Ицхак – у Авимелеха, царя плиштим? Оказывала ли гостеприимство Рахав, жительница Йерихо, когда спрятала в своем доме двух разведчиков, посланных Йеошуа бин Нун в Эрец-Кенаан? (Нельзя ли назвать ее просьбу о том, чтобы в будущем евреи пощадили ее родню, требованием своего рода платы за оказанную помощь?)
[2] Законы на эту тему в Федерации городов, куда входили Сдом и Амора. Обычаи по приему гостей в древнем Египте. И т.д.
[3] Сцена, по большинству мнений, реальная, хотя некоторые считают, что ангелы явились Аврааму в видении.
[4] В иудаизме для таких случаев принят термин общение со Шхиной, "кабалат-Шхина". Под Шхиной понимается ощутимое присутствие Всевышнего, Его ощущаемое людьми проявление.
[5] Отсюда многие комментаторы делают вывод, что он прекрасно понимал, что те путники – ангелы, т.е. посланцы Всевышнего, а значит, обращаясь к ним, он обращается к Творцу.
[6] Извините за корявость перевода, в целевой работе мы бы себе этого не позволили. Но здесь мы стараемся ближе подойти к оригиналу, чтобы показать двуадресность обращения Авраама – одновременно и к Творцу и к путникам.
[7] Не из праздности. Во-первых, принимать гостей – это серьезная работа. Во-вторых, представьте себе: он занимается своими делами, но время идет – а гостей нет; он выходит наружу и начинает смотреть на дорогу: что случилось, почему нет прохожих?
[8] Введение в дом.
[9] Замечание. Еда у него, возможно, имеется, но нет места, где бы он мог поесть. Бесплатное предоставление такого места – уже считается выполнением заповеди. А если у него нет и еды, то в заповедь входит также необходимость его накормить.
[10] На любопытный вопрос: "Что делать с бомжами?" – нет прямого ответа, но не потому, что Тора не знает, как с ними поступать, а потому, что в нормальном обществе нет бомжей. Впрочем, если мы встретили бездомного еврея – наша обязанность ему помочь.
[11] Но не гостить. Поскольку, понятно, что гость, делающий из своего посещения милость для хозяев, не совсем приятен в общении.
[12] Замечание мудреца по имени Ашла Святой.
[13] По этому свойству их и различают.
[14] Замечание мудреца по имени Амаарша.
[15] С этим положением вы знакомы: у других народов есть "представители" на небе, но нас "курирует" Сам Творец. Кстати, почему? Объяснение про Авраама – это только намек, но есть и принципиальная причина.
Теги: гостеприимство