Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Нашел в своих закромах еще одну статью. На этот раз – приуроченную к Йом-Кипуру.
Все знают, что на Йом-Кипур перед дневной молитвой читают Книгу пророка Йоны. Сейчас мы о ней расскажем. О ней и о том, почему именно ее читают в один из самых важных дней нашего национального календаря.
Сначала пара слов о ее содержании. Пророк Йона получил задание от Всевышнего идти в далекий город Нинвэ (по-русски Ниневия), лежащий к северу от Израиля, и там призвать жителей к покаянию. Видимо, настолько страшно они грешили, что без покаяния город дальше продолжать свое существование не мог.
Помните про Сдом? Примерно то же самое небеса планировали сделать и в Нинвэ.
Но "нинвэйцам" надо было дать хотя бы один шанс исправиться. Для того и послал Всевышний пророка – чтобы он им помог. Ибо кто может исправиться без чужой помощи?
Самое удивительное было в том, что пророк идти в Нинвэ не захотел. Более того, он попытался скрыться от Творца, для чего отплыл на корабле из города Яффо.
Многие из нас бывали в Яффо, пригороде современного Тель-Авива. И наверняка ходили по набережной, где когда-то Йона купил билеты на корабль, отплывавший в Таршиш, город на южном берегу Турции.
Сейчас с Анталию (Турция) проще добраться самолетом. А тогда надо было стоять в очереди, просить снятия брони, договариваться со стюардом о приличной каюте, т.е. извините, о более-менее удобном месте рядом с мачтовым степсом, у выступающего планшира, на бухте канатов. Лежишь, а тебя фалом по спине бьет. Зато качки меньше...
Впрочем, продолжим рассказ.
На море, куда вышло такелажное судно с пассажиром Йоной на борту, случилась буря. Суеверные моряки бросили жребий, чтобы выяснить, на кого разгневался Вседержатель. Йона сознался, что беда приключилась из-за него. По его просьбе его бросили в воду, где он попал в желудок исполинской рыбы.
Чудом оставшись живым, пророк принял на себя обязательство во всем слушаться Творца. Рыба выплюнула его на берег. Пророк пришел в Нинвэ, начал проповедовать что положено – и горожане раскаялись в грехах, Всевышний их простил. Последний эпизод книги пересказывать не будем: сами прочтите, он в высшей степени занимателен и поучителен. Одновременно чистая поэзия и высокая драма...
А теперь прочтем отрывок из Мидраша, записанного две тысячи лет назад. (Внимание, перед нами не пересказ, а дословный перевод.) Отрывок составлен таким образом: вначале идет стих, затем задаются вопросы, за ними следуют ответы. Наше толкование вопросов и ответов даем в скобках. Итак, читаем.
"И бежал Йона от лица Всевышнего". Почему бежал? (Разве от Творца можно убежать?) Потому что сказал: я знаю, что неевреи (города Нинвэ, куда меня посылает с пророчеством Всевышний, чтобы подтолкнуть их к исправлению своих проступков) близки к раскаянию. Получается, что, как только я выполню Его задание (и они оставят свои плохие дела), Он умерит Свой гнев в их адрес и простит их. Но против евреев, наоборот, возрастет Его гнев, ибо так Он скажет: неевреи (древние народы мира), которым Я не давал законов Торы, возвращаются на хорошие пути, как только видят опасность; но народ Израиля, к которому Я постоянно обращаюсь через пророков, не возвращается, проявляя упрямство! (Конец отрывка.)
Потому пророк и бежал, поскольку не хотел, чтобы его народ понес наказание.
Логика проста, вы согласны? Тем не менее, после прочтения отрывка, и это трудно не заметить, возникает два вопроса.
Первый: почему Йона, будучи пророком, отказался выполнить задание Всевышнего? Пусть он мотивировал свой отказ любовью к еврейскому народу, все же непонятно – как пророк, Божий человек, мог так поступить?
Второй вопрос: что хорошего для еврейского народа вышло в результате всей истории? Йона все равно пошел в Нинвэ, и тамошние жители таки раскаялись! Получается, что, благодаря трудам Йоны, создалась ситуация, которой он опасался с самого начала, – и теперь можно обвинить евреев в упрямстве. Что выиграл пророк своим первоначальным отказом? Разве он не знал того, что известно любому ребенку: все, что Всевышний задумал, будет выполнено. Ведь в конце концом выполнил же он задание Творца!
Предлагаем одно из объяснений. Да, Йона сделал то, что хотел от него Всевышний. Но сделал не сразу, а проведя несколько дней в брюхе морского чудовища. Причем вышел наружу при помощи чуда. И это чудо стало известно всему миру. Ни о чем подобном раньше никто не слышал: человек живет в животе создания, пребывающего под водой, – и выходит наружу невредимым! А как он туда попал? – спрашивает каждый, кому эту историю рассказывают. Так, вместе с известием о чуде, разошлась и история самого пророка Йоны: куда и зачем он был послан и почему отказался идти.
Чудесность его миссии была продемонстрирована перед матросами того корабля, на котором он пытался бежать из Страны Израиля. Разразилась буря, и Йона объявил им: "Поднимите меня и бросьте (в воду), и утихнет море для вас, потому что я знаю, что из-за меня эта буря (пришла) на вас". Так и случилось: только опустили Йону в море, как сразу утихла буря.
Матросы увидели чудо, а значит, могли пересказать другим. Уже из одного этого чуда люди могли признать, что Творец управляет миром. (Буквально в следующем стихе написано, что экипаж корабля стал молиться Истинному Творцу.)
Но если так, то никакой новости в миссии Йоны после всех этих чудесных событий, ни для кого не было. Поэтому жители первого на земле мегаполиса, зная, кто и зачем идет к ним, сразу раскаялись в своих грехах. Причем в их раскаянии уже не было никакой опасности для евреев, которых, как мы боялись раньше, можно было бы обвинить в упрямстве: смотрите, даже неевреи (жившие во времена Йоны), и те способны к исправлению! Почему? Да потому что жители старинного Нинвэ раскаялись именно из-за того чуда, что произошло с Йоной, а не из-за искреннего желания исправить свои дела, чтобы в будущем их не повторять. О будущем городские обыватели думали меньше всего. Им надо было, чтобы сейчас город Нинвэ не был разрушен. Но не такого раскаяния ждет Всевышний от Своего народа.
Ему нужно искреннее самоисправление, которое совершается не из-за страха – вернее, не только из-за страха. А главным образом – из желания человека быть человеком, т.е. не преступать Его законы, не обижать других людей, не опускаться до животного состояния, а наоборот – поддерживать в себе постоянный огонь напряженного самоконтроля и святости.
Как видим, Йона вовсе не отказывался от своей миссии прийти в Нинвэ в качестве пророка-обличителя. Он просто "передвинул" время исполнения этой миссии, справедливо ожидая, что Всевышний совершит чудо, в результате которого никто не сможет ни словом обвинить евреев. Так и произошло. Обвинения в адрес евреев не последовало.
Остается добавить, что именно по этой причине постановили наши мудрецы читать книгу Йоны в Йом-Кипур.
Важно увидеть, что еврейский народ в этот важный день способен на раскаяние без всяких привходящих причин, а только из своей любви к Творцу. В то время как народы древности – если и исправлялись, то по причинам, далеким от того, что ожидал от Своих созданий Творец мира.
Теги: Йом-Кипур, Пророк Йона