Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
<Как один раввин многое потерял, но не захотел, чтобы его подозревали в воровстве или мошенничестве>
На одном из форумов мне пришлось участвовать в разговоре о необходимости ведения прозрачной политики всеми, кто наделен хоть какой-властью – от габая синагоги до президента крупной страны. В частности, привел я на том обсуждении такой рассказ.
Герой этой правдивой истории – раби Шломо Залман Поруш, известнейший талмудист и праведник (родной дедушка недавно умершего посека, раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль). Время происшествия – непосредственно перед Первой мировой войной.
Рав Поруш ждал деньги из Минска, которые должны были прибыть в Святую землю накануне Песаха, чтобы раздать их беднякам на праздник. Но деньги задерживались. Тогда он обратился к другому раввину, человеку состоятельному, к раву Файвелю Столяру, и взял у него в долг 200 золотых наполеонов[1], страшная по тем временам сумма. И сказал, что, как только придет помощь из Минска, он сразу вернет долг.
Однако помощь вовремя не пришла, поэтому рав Поруш пошел после Песаха и вернул раву Столяру 110 наполеонов (заняв у других людей), а про остальные сказал, что отдаст чуть позже. И вот, через два месяца, с большим опозданием пришла помощь – и рав Поруш наконец-то смог вернуть долги своим кредиторам, после чего пошел вернуть раву Файвелю Столяру оставшиеся 90 наполеонов.
Но реб Файвель был стар – он давно забыл про 110 наполеонов. Поэтому сказал, что от рава Поруша ничего не получил. Так что пусть вернет весь долг в 200 золотых монет[2].
Понятно, что рав Поруш стоял на своем. Дело дошло до раввинского суда. А в то время иерусалимским судом руководил раби Шмуэль Салант, личность крайне колоритная и особо почитаемая всеми жителями города. Праведник и умница был величайший. И вот, под его председательством, суд постановил, что раву Шломо Залман следует дать клятву с именем Всевышнего о том, что он деньги вернул. (Так поступают, когда нет документов, доказывающих правоту ответчика.)
На это рав Шломо Залман сказал, что он никогда не дает таких страшных клятв – даже в случае полной и несомненной для него истины. Дескать, он не сомневается, что прав, но клятву дать отказывается. Ибо таков обычай крупных раввинов, идущий с древних времен.
В ответ рав Салант вынес решение, принуждающее его дать такую клятву. И пояснил, что иначе его будут подозревать люди. Ведь, что они подумают? Что, поскольку рав не хочет поклясться – значит, деньги у него.
Делать нечего. Против решения раввинского суда идти нельзя. И рав Шломо Залман принял на себя это постановление. Впрочем, попросил себе три дня отсрочки – чтобы подготовиться к клятве.
Наконец, в установленный судом день он вместе со всей семьей пришел, облаченный в белые (траурные) одежды, – и дал клятву.
Вроде бы дело разрешилось самым лучшим образом. Но люди есть люди. Кто-нибудь да скажет потихоньку: не сразу поклялся – значит, "рыльце в пушку".
И что сделал наш рав? Продал свою квартиру за 50 наполеонов, взял в долг еще 60 и отдал 110 наполеонов на строительство синагоги в иерусалимском квартале "Бейт Исраэль". Называется синагога "Бейт Яаков" (дом Яакова). Она стоит поныне, на ее северной стороне висит табличка: "Построено на сумму в 110 наполеонов, данных одним человеком на цдаку". Приедете туристом в святой город – пройдите по этому району, полюбуйтесь на табличку. Чистая прозрачность и финансовая открытость!
Зачем он так сделал? Чтобы очистить себя от малейших подозрений.
Кстати, через год после тех событий, за несколько дней до Песаха (т.е. во время уборки дома) в семье рава Файвеля нашли мешочек с этими несчастными 110 наполеонами. И он при всех попросил у рава Поруша прощения. Вот и вся история. Делай, что хочешь – но будь вне подозрений. Даже когда ни в чем не виноват и совесть твоя чиста.
[1] Napoléon d'or, так по-русски и говорили: наполеондор, букв. "золотой Наполеон". Но наполеон короче.
[2] Хотя надо полагать, 90 он у него взял. Поскольку дальше о них ни слова.
Теги: Мусар