Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Надо было начать так: "Вот неприятные слова, нотации, поучения, укоры, обличения и гневные предостережения, которые сказал Моше всему Израилю". Но почему-то сказано только: "Вот слова, которые сказал Моше".
А ведь дальше – в книге Дварим – идут исключительно жесткие наставления и строгие назидания.
Мудрецы нас учат, что так написано единственно по одной причине – чтобы не обижать евреев. Ибо ругать общину – самое последнее дело, которое разрешено, только когда нет другого выхода.
А вот вам бомба!
Среди упреков и укоров нет ни слова о том, как евреи однажды завопили: "Да есть ли в нашей среде Всевышний!" А ведь это явный грех, да еще высказанный открыто. И хотел бы Моше указать на него – чтобы люди исправились, да смолчал.
Почему? Потому что не хотел унижать прилюдно (мальбин паним берабим). Но что сделал? Сказал: "Помните, что вам сделал Амалек".
Всегда помните, не забывайте.
Да зачем? Что нам в этой памяти? – Помнить, как нам разрушили Храм – это понятно. Помнить, как мы вокруг золотого тельца плясали, – есть в этом польза. Как выслушали разведчиков, посланных в Святую землю, – еще куда ни шло, недаром по сей день за тот плач расплачиваемся.
Но при чем тут Амалек?! Нам с этой памяти ни холодно, ни жарко.
Ан, нет. И холодно, и жарко. Ибо когда пришел Амалек? – Вот именно.
Поэтому нам и предлагается помнить об Амалеке. Т.е. уважаемые идн, помните об Амалеке, который пришел вас убивать и грабить, как только вы усомнились во Всевышнем.
Об этом – только об этом – и надо помнить. (По "Пиркей раби Элиэзер", 44)
** **
Тора дана не для того, чтобы мы смотрели за другими. А для того, чтобы мы смотрели за собой.
** **
Рассказано на уроке "Судьи и община".
** **
Кстати, вот кратчайшая и самая простая история с того урока. О том, что для каждого из нас забота об общине – первостепенна, а забота о себе – на втором месте. (Не то что критика – тут наоборот: сначала критикуем себя, а затем, если сил хватит, других.)
Однажды умер хазан синагоги рава Зонненфельда в Иерусалиме. Много лет подряд этот хазан произносил молитву мусаф в Рош-Ашана – а тут перед самым праздником скончался.
Спросили рава Зонненфельда, кто станет хазаном в этом году. Раввин ответил, что все будет в порядке. И люди поняли, что он сам будет хазаном.
Настал Рош-Ашана. Перед мусафом рав Зоненфельд подошел к сыну покойного и попросил его быть хазаном. Тот согласился.
Все удивились: почему рав назначил хазаном сына покойного, когда известно, что человек в трауре может быть хазаном, но только не по субботам и праздникам?
После молитвы рав Зоненфельд объяснил. Да, есть такое постановление мудрецов. Однако посудите сами. Там, на женской половине молится вдова бывшего хазана. И представьте себе: вот она слышит вместо голоса своего мужа – впервые за много-много лет – голос другого человека. Понятно, что ее сердце будет разбито.
В то время как из Торы нам известно – нельзя обижать и доставлять боль вдовам.
Повторяю: про вдов – из Торы, про хазана в трауре – из постановления мудрецов.
А теперь что случилось? Она услышала вместо голоса своего мужа голос сына – и, конечно же, успокоилась.
Каков во всем этом урок? Мы обязаны уважать честь и достоинство общины. И нет большей чести для общины – чем защитить от горя вдову одного из своих евреев.
Так сказал рав Зоненфельд.
Теги: Видео-урок, Недельный раздел