Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сегодня у меня сБп урок на Толдот-ТV, ровно в 7.30 вечера по-израильски. Приходите. Тема – "Уподобиться Всевышнему". Ага, ни больше ни меньше.
А пока я готовлюсь к уроку, вот вам несколько рассказов с такого же урока, т.е. рассказанного на эту же неделю (Вешалах), но ровно два года назад. Урок назывался "Доверие к мудрецам".
Кстати, все примеры в нем на тему "заведите себе рава, ходите к нему за советом, он даст вам совет – и небо сделает так, как он скажет". Не потому что пророк, а в силу правила: "Праведник говорит – небо делает". (Что лишний раз подчеркивает правоту точки зрения, согласно которой Тора не на небе, а на земле, среди нас.))
Даю все в жутко сжатом виде – конспект конспекта. Ибо мне еще готовиться к сегодняшнему уроку!
(Ой, так получилось, что большинство историй – с участием Хазон-Иша. Чеслово, я не подстроил, просто у него только так и случалось: что говорил, то и происходило.)
** **
Написано в книгах, что к Хазон-Ишу приходили за советом не просто как к специалисту Торы, а как приходят за советом к отцу.
Например. Одна женщина из Рамат-Гана долго не могла родить. Пришла к раввину, стала жаловаться на судьбу, попросила помощи.
Хазон-Иш долго с ней беседовал в присутствии секретаря (который потом об этом и рассказал). Обо всем ее расспросил, видит – нет за ней никаких прегрешений и что она праведница. А поэтому непонятно, откуда такое наказание.
В конце концов, сказал, что осталось последнее средство: "Поменяй мезузы в своем доме".
Она поблагодарила за совет и уже вышла – как вдруг вернулась и спрашивает:
– А в каком роддоме лучше рожать, в "Адасе" или в "Асуте"?
И что вы думаете? Родила в срок и самым наилучшим образом! Вот что значит, вера в слова праведника.
** **
Раби Йехезкель Левинштейн рассказывал про себя. Когда он учился в ешиве Мир (Литва, ныне Белоруссия), все ученики ходили днем на уроки раби Йерухама Лейбовица, которые тот давал не в ешиве, а у себя дома. (Потом запись этих бесед была издана отдельной книгой.)
Дорога из ешивы домой к раввину шла в горку через литовский квартал, где по дворам обитали своры злющих собак, и те запросто могли покусать любого человека. Короче, ученики боялись там ходить и, когда шли к раву, обходили район стороной, что не делало их прогулку более приятной.
Однажды урок у рава задержался, и было уже поздно, вот-вот должны были начаться сумерки.
Рав сказал, чтобы ученики шли прямо, никуда не сворачивали. Те признались, что боятся собак.
– Ничего, – успокоил их раби Йерухам, – я буду стоять у дверей своего дома и смотреть на вас, пока вы не пройдете тот район. Мне с горы все видно.
И действительно, пока они шли – рав стоял и смотрел им вслед.
Так они и прошли – ни одна собака не тявкнула. Потом один мальчик сказал: "Собаки его тоже видят – и боятся".
** **
Еще один случай с Хазон-Ишем. С ним всегда молился рано утром в том же миньяне один очень простой человек (беженец из Венгрии), который всем сердцем верил в силу слов мудреца – и всегда с ним советовался.
Однажды он пришел за несколько минут до зажигания свечей в субботу и говорит, что у них из крана в кухне хлещет вода.
Хазон-Иш сказал: "Перекройте главный вентиль".
Тот ответил: "Там тоже хлещет".
"Чем я могу тебе помочь? Вызови сантехника, исталлятора".
"Но так поздно, накануне субботы, он не придет".
"А я как могу помочь?!"
"Скажите, чтобы вода перестала течь".
"Просто вот так взять и сказать?"
"Ну да".
Хазон-Иш вздохнул и сказал: "Хорошо. Пусть вода перестанет течь".
Сразу после окончания субботы тот пришел и радостно объявил, что так и случилось: когда он после разговора с равом вернулся домой, вода уже не текла. Так что суббота прошла нормально, спасибо.
"Очень хорошо, – сказал Хазон-Иш. – Теперь все в порядке?"
"Нет, – говорит тот человек. – Теперь вода не течет. А дому нужна вода".
"И что я могу сделать? Вызови сантехника".
"Уже поздно, ночь на дворе, он не придет".
"А я-то при чем?"
"Скажите, чтобы вода снова потекла".
Хазон-Иш вздохнул и сказал: "Пусть вода потечет... Но постой, если она потечет – не приходи ко мне утром, когда весь дом зальет, а вызови сантехника".
Так и было. Вода текла всю ночь, а утром пришел сантехник.
** **
Это произошло 50 лет назад в Кирьят-Моцкин, слышали о таком?
Один мальчик – лет восьми – неожиданно душевно заболел. Мама от него не отходила, но он совсем перестал реагировать на мир – только на маму. И ни с кем, кроме нее, не разговаривал.
Решили поместить его в психбольницу в Хайфе, а мама собралась устроиться при той больнице простой санитаркой, чтобы ухаживать за сыном, ведь он без нее фактически не мог жить. Но отец не согласился. Начались ссоры – и родители надумали развестись.
Их родственница посоветовала: "Прежде чем разводиться, посоветуйтесь с Хазон-Ишем".
Пришли. Раввин сказал, что разводиться действительно рано, но надо посмотреть на мальчика. Привели его к раву – мальчик все время не отходил от матери.
Тогда Хазон-Иш дал такой совет: ребенка поместить в психбольницу, но не в Хайфе, а в Иерусалиме. И первые две недели его не навещать. Это тяжело, доставит мальчику – да и маме – страдания, но так надо сделать.
Так и сделали.
Через две недели мать поехала навестить сына. Ехала, дрожала-плакала, боялась увидеть сына в душевной агонии. Приехала, видит – а тот сидит в коридоре и ждет ее. Плачет, что не может без матери, а она никак не идет.
Врачи и санитары ей рассказали, что да, так и есть, он всем жалуется, что не может без матери, дайте ему маму, "где моя мама?"
"Как это всем? – спрашивает удивленная мать. – Ведь он ни с кем не разговаривает, кроме как со мной".
"Странно, – говорят, – ваш ребенок со всеми прекрасно общается, всем сообщил, что не может без вас. Так что считайте, что он полностью здоров, забирайте. А если что обнаружите нового, привозите снова, он тут всем нравится, вылечим!"
Потом профессор клиники объяснил:
"Бывают такие случаи, которые лечатся эмоциональной встряской. Но откуда об этом знает раввин?"
** **
А теперь я от себя добавлю.
Многие из нас пришли к Торе, веря в свои силы. И многие не верят мудрецам – у каждого по многим случаям и поводам есть собственное мнение. По-моему, это очень опасно.
Дело не в том, что то или иное указание мудрецов Израиля тебе нравится или не нравится. Дело в том, что – как они говорят, так Всевышний и делает.
Т.е. мало видеть детали и знать законы, но надо достичь такого уровня, когда небеса тебя слушают.
Но чем отличается мудрец от простого знатока Торы?
– Силой страха перед небесами. Йират-шамайим, страх ошибиться. Если у вас есть такой страх и вы отлично знаете Тору – сообщите мне, и я стану вашим учеником.
Теги: Мусар, Видео-урок