Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В начале главы Б-г повелел Аврааму уйти из своей страны и семьи, и направиться в «страну, которую Я тебе покажу». По словам мудрецов (см. Раши), Б-г не пояснил ему, в какую именно страну идти, чтобы она была ему дороже, и чтобы дать ему награду за каждый шаг.
Но даже если Авраам получал награду за каждый шаг, почему в целом ее стало больше? Ведь в конечном итоге награда за все шаги должна равняться сумме наград за каждый из них, правильно?
И почему, не сразу открыв Аврааму страну, Б-г сделал ее дороже в его глазах?
В одной из предыдущих статей уже упоминалась история, которая произошла в Америке много лет назад. Недавно вышедшая замуж молодая женщина попала в автокатастрофу и получила повреждение мозга. Хотя она выжила и даже осталась нормальной, у нее начисто стерлись из памяти последние 18 месяцев жизни до аварии. Включая все, что произошло между ней и ее новым мужем: она не помнила не только, что они поженились, но и что вообще познакомились и полюбили друг друга. К его ужасу, она просто не знала, кто он такой, для нее он теперь был чужой. И была очень недовольна, что вдруг должна испытывать близость и любовь к человеку, которого видит первый раз в жизни.
Доказать факты было легко: были их фотографии вместе, видеозаписи свадьбы, свидетельства друзей и знакомых. Но стерлись не только факты, но и чувства, вызванные ими, а их оказалось невозможно так просто «доказать». Пришлось обретать их заново: снова устанавливать связь и сближаться.
Эта история произвела на всех большое впечатление, и по ее мотивам было написано художественное произведение, в котором были добавлены новые повороты, уже вымышленные. Но в получившемся в результате сюжете появился новый смысл, тоже глубокий, и в результате эта история может послужить хорошей притчей для иллюстрации нашей темы и ее объяснения, которое я когда-то слышал.
Согласно новому сюжету, очнувшись, эта женщина не только не помнила нового мужа. Она также не помнила, что расторгла помолвку с другим человеком, которого встретила на предыдущем этапе. А когда ей об этом сообщили, не понимала, почему она ее расторгла: она же хочет выйти за него замуж. Вернувшись к нему, она спросила, что случилось, на что он ответил, то и сам не понимает, почему она расторгла помолвку. Со своей стороны он по-прежнему хочет на ней жениться.
Также, она была художником, и новый муж привез ее в ее собственную мастерскую и показал ей уже нарисованные ею картины и те, над которыми она работала в момент аварии. Но и это теперь было для нее чужим: она не только не помнила, что всем этим занималась - она утратила все то чувство эстетики и все свое умение и чутье: не знала, что делать с кистью, как рисовать такие картины, и зачем вообще рисовать. Это было не ее делом.
Зато помнила, что поступила на юридический факультет в университете, и, когда ей сообщили, что бросила его, тоже не понимала, почему: она же хотела и была настроена именно на это.
Одним словом, та жизнь, которую она забыла, теперь была не ее жизнь, и она просто не могла к ней вернуться. Теперь ее жизнь была та, что была сохранена в ее памяти.
Ибо мы - это наша память, и то, что стирается из памяти, перестает быть частью нас. А также изменения в жизни человека делают его буквально другим. На одном этапе человек может сблизиться с определенными людьми и полюбить какое-то занятие, а на следующем изменить и личные связи, и вкусы, и наклонности. Поэтому, потеряв память обо всех недавних переменах, эта женщина буквально вернулась с последнего этапа жизни на предыдущий и стала тем человеком, каким была тогда - и все, что произошло потом, теперь произошло не с ней.
Что же случилось в конце концов? Помолвилась она вновь с первым мужчиной (настояв на разводе со вторым). Вернулась на юридический факультет. Но уже в процессе учебы стала потихоньку скучать на лекциях и поверх конспектов набрасывать эскизы картин, к которым у нее вдруг начало просыпаться влечение. И в конечном итоге бросила изучение юриспруденции, всерьез занялась рисованием и открыла собственную мастерскую.
А также решила расторгнуть помолвку с первым мужчиной. Он с изумлением спросил, почему, и, выслушав ее ответ, не очень вразумительный с его точки зрения, покачал головой: как в первый раз!..
И, оставшись одна, вскоре вновь встретилась со вторым человеком, и заново с ним познакомилась и т. д..
Одним словом, для того, чтобы прийти к тому этапу жизни, на котором она была в момент потери памяти, ей надо было заново пройти весь тот путь. В конечном итоге она все равно не осталась с первым человеком и не продолжила изучать закон. Но невозможно было, уже зная конечный результат, направить ее сразу именно туда. Надо было сначала пройти предыдущие этапы, ибо только отталкиваясь от них, можно было прийти к конечной цели.
А это значит, что и в первый раз казалось бы случайные повороты жизни, стремления сначала к одной цели, а затем к другой, вовсе не были случайными: только так к конечной цели и придешь. Все это не отклонения от правильного пути, а необходимые его этапы. Вынужденный проход по тому извилистому пути во второй раз подтвердил правильность и неизбежность первого.
И хотя та история была вымышлена, наяву, конечно, очень многие из нас проходят по подобной извилистой тропе, как в профессиональной, так и в личной жизни. У меня самого была расторгнута первая помолвка, и в конечном итоге нашел свою пару в другом месте, и все было другое.
Многие знаменитости, добившиеся успехов в том или ином деле, тоже не всегда пришли к успеху по прямой ковровой дорожке. Изначально многие из них шли в другом направлении, пока не почувствовали, что это не то - или пока «жизнь» (то есть Б-г) не направила их туда, куда надо. Чайковский, например, тоже сначала учился на юриста, пока не последовал непреодолимому влечению к музыке (к ужасу своей семьи). Большинство политиков изначально в эту сферу не стремилось, но пошло туда, когда «жизнь» их направила. Такие писатели с мировыми именами, как Солженицын или Дж. Роулинг, изначально были школьными учителями, пока их не толкнули на написание их великих работ пришедшие к ним идеи или произошедшие с ними события. Изначально, разумеется, ни тот, ни другой, не могли этого планировать: первый вынужденно провел много лет в ГУЛАГе, что и дало ему материалы для книг, последняя была внезапно осенена идеей о волшебном мире, сидя в обычном поезде. Наконец, ближе к нам, многие религиозные евреи, посвятившие жизнь изучению Торы, изначально родились совсем в других условиях и собирались идти другим путем, но в конечном итоге та же «жизнь» направила их по извилистой тропе на нынешнее место.
(Кстати, лично мой путь даже в религиозном мире изначально шел через Англию, ее еврейскую общину и одну из ешив, где чувствовал себя как дома, а в конечном итоге Б-г направил в Израиль. Но посещая Израиль на одном из предыдущих этапов я был другим человеком и не был готов даже рассмотреть возможность жизни здесь в религиозной общине и учебы в ешиве. В моем случае надо было пройти через Англию, а оттуда - в Израиль, по более естественной тропе. Да и с багажом, который обрел в Англии и который и далее оказался полезным.)
Но почему нельзя напрямую? Почему Б-г не может направить человека сразу к цели и дать ему все, что надо, а создает необходимость пройти через все эти этапы и менять направление в жизни?
А чтобы конечная достигнутая цель была дороже. Чтобы человек понимал, почему пришел именно сюда, а не в другое место. Ибо уже испробовал много направлений и в конечном итоге каждый раз осознавал, что это не то. Значит, конечная цель - это действительно то, что надо. Там не лучше, где нас нет. И не только логическое понимание, но и личный опыт и ощущение, что надо именно так. Если бы та женщина сразу была направлена к конечной цели - например, пошла бы в художественную школу просто потому, что пришла в голову такая идея, или потому, что послали родители, - то может быть в процессе учебы и обрела то умение, но особого значения для нее во всем этом не было. Может быть, она могла бы больше преуспеть в другой профессии? Но поскольку изначально она пошла по другому пути и только потом почувствовала, что это не то, и ощутила новую тягу к искусству, то теперь всем нутром понимает, что именно в этом ее путь. Она прошла этот процесс сознательно, понимая собственные чувства, и в целом познавая себя в процессе. Теперь она знает, кто она, и что ей надо - и что Б-г дал ей именно это, и что это надо ценить.
А также Б-г направляет человека по извилистой тропе, чтобы дать награду за прохождение каждого этапа. Ведь, начиная каждый этап, человек еще не знает, что потом свернет с выбранного пути. Напротив, сейчас он уверен, что именно этот путь приведет его к цели, и идет по нему из лучших побуждений. Поэтому за прохождение этого этапа ему полагается полноценная награда. И на следующем этапе он тоже считает, что идет к той заветной цели, поэтому и за тот этап получит награду.
И конечная награда будет суммой наград за каждый из этих пройденных этапов. Если бы человек изначально знал конечную цель и пошел к ней напрямую, то путь оказался бы короче - но и награда меньше: меньше было бы шагов!
Более того, поскольку изначально человек был уверен, что выбрал правильный путь, он намеревался идти по нему до конца, строил соответствующие планы, может быть даже купил или начал строить что-то, необходимое для дальнейших этапов. Но потом решил, что надо свернуть с того пути. И что же, все, что заготовил для следующих его этапов, до которых так и не дошел, оказалось напрасным?
Нет, не напрасным. Поскольку он всерьез намеревался идти до конца по пути, который казался ему правильным, Б-г награждает его так, как будто он действительно прошел по нему до конца. За каждый шаг, который он прошел на практике, человек получает награду, как будто проделал все шаги в том направлении. И конечно же учитываются и награждаются по заслуге все усилия, которые он предпринял на практике.
И конечная награда будет суммой не просто наград за каждый этап извилистого пути. Он получит награду за прохождение каждого из тех путей целиком, как будто достиг каждой цели, к которой когда-либо стремился.
Теперь понятно, что произошло с Авраамом. Б-г не сказал ему, в какую страну идти. Ищи сам! Подумал Авраам и решил: надо туда! Туда и пойду, и дойду до цели, невзирая на все трудности. Но потом почувствовал: нет, все-таки не туда. А куда же? А вот туда! Теперь понимаю, что не первое направление правильное, а второе. И пойду по нему до конца! И пошел с той же целеустремленностью. Потом обнаружилось, что опять не то. И так далее, пока, наконец, не дошел до конечной цели - Земли Израиля.
Мог бы обозлиться на Б-га: зачем было так морочить голову и заставлять таскаться по такой извилистой тропе, тратить время и силы на ходьбу?
Но Авраам знал, что все это не зря. Только теперь он воистину понимал, что ему надо. И что Земля Израиля - это именно то! Что там не лучше, где его нет. Ибо пробовал другие пути, и знал, что все не то, кроме нее. Теперь она ему дорога.
А также получил награду за каждый шаг на том извилистом пути. И не только за сам шаг, но за каждый шаг в одном направлении получил награду, как будто прошел весь тот путь до конца. Ибо тогда считал, что это правильный путь, и был готов идти до цели, невзирая на все трудности и препятствия.
Теги: Недельная глава, мировоззрение