Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Легкомысленное поведение жены одного человека вызвало сомнение в ее супружеской верности», — рассказывает рав Азриэль Таубер в своей книге «Thoughts for a Jewish Home»
(c. 62). Жена сожалела о случившемся, и ее муж обратился за советом к раввину. Супруг имел право настоять на разводе, однако, с точки зрения еврейского закона, пока факт измены не подтвержден двумя кошерными свидетелями, он не обязан разводиться. Более того, даже признание жены в измене не принимается судьями на раввинском суде, для того чтобы предоставить супругам возможность сохранить семью, конечно, если они этого хотят.
Рав Азриэль Таубер
«Ты имеешь право развестись с женой, — ответил раввин. — Однако если сумеешь простить ее и будешь относиться к ней с уважением и любовью, как и полагается мужу относиться к жене, то удостоишься благословения — и не только для своей семьи, но и для всего народа. Всевышний простил евреям измену, грех Золотого тельца, вдохновив нас прощать. Прощая, мы пробуждаем на Небесах прощение ко всему народу Израиля».
«Всевышний относится к человеку так, как он относится к людям», — поясняет рав Таубер. И это правило в первую очередь справедливо к взаимоотношениям между мужем и женой. Как муж относится к жене, так Всевышний относится к нему!
Не случайно, по мнению Талмуда, жена будет свидетельствовать о муже на Небесном суде. «Мужчины не должны доводить своих жен до слез, ибо Всевышний взыщет за каждую слезу, — утверждает Талмуд. — Семья удостаивается всех благословений благодаря жене, потому муж должен уважать свою жену. Муж обязан любить жену, как самого себя, и уважать больше, чем самого себя, и об исполняющем это сказано: “Мир будет в доме твоем!”»
Решение раввина о том, что супруги имеют право сохранить семью, еще не означает, что обиженный супруг сможет простить. «Если я прощу, то меня могут вновь обмануть!» — говорит он в страхе себе. Хотя в действительности, возможно, верно обратное. Раскаявшись, она оправдала бы его доверие, но, увы, муж не может простить, нанося этим ущерб, прежде всего, самому себе...
«Если в семье произошел горький конфликт, то настоящего мира уже не будет!» — опасаются многие. Именно потому раввин уверил мужа, что если он простит жену, то удостоится благословения. Впрочем, самим супругам придется отстраивать разрушенный мир.
Конечно же, браки творятся на Небесах. Души мужа и жены являлись частью одной души на Небесах и лишь потом раздельно спустились на Землю, для того чтобы найти друг друга и обрести единство, только на этот раз благодаря своим усилиям. Вначале Всевышний сотворил Адама и Еву как одного человека и лишь потом разъединил их, указав, чтобы они прилагали усилия и стали «одной плотью».
Всем сомневающимся в том, что разрушенные отношения можно восстановить, следует помнить: Храм — символ исправления греха! В Йом Кипур Всевышний простил народу измену, грех Золотого тельца, а на следующий день указал Моисею «собрать всех евреев» (Шмот, 31:1) и начать строить Храм. (Впрочем, следует опасаться ошибочной философии «не согрешишь, не покаешься», ибо многие грешили, но лишь некоторым удавалось раскаяться.)
И если исправление греха привело к строительству Храма, то и преодоление конфликта между супругами может привести к построению Храма семьи! Каждый акт великодушия, милосердия и прощения по отношению к любимым людям строит семью, называемую мудрецами Талмуда «малым Храмом».
Теги: Тора, семья, прощение, шалом баит, измена, Материалы для Бней Ноах