Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
— Как будто яблоко разрезали пополам, — сказал Михаэль Клигер своему внуку Сэму в связи с уходом из жизни жены Бат Шевы.
— Целые яблоки могут храниться всю зиму, но если яблоко разрезать, то ему недолго жить, — объяснил Сэм Клигер, возглавляющий русский отдел AJC — Американского еврейского комитета. — Несколько месяцев спустя после смерти бабушки не стало и дедушки. Они дружно прожили 65 лет, вырастили четверых детей, соблюдая даже в советской России заповеди Торы. Дедушка учил меня Торе, готовил к бар-мицве…
Можно ли помочь поссорившимся супругам помириться?
Каждая семья уникальна, и никто не может давать общих советов, возразит скептик. Верно, «каждая несчастная семья несчастна по-своему». Однако если верить Льву Толстому, то «все счастливые семьи счастливы одинаково». Потому позволю все же предложить общую для всех идею, которая поможет людям найти общий язык. Мы, конечно же, говорим на одном языке, но все равно часто не понимаем друг друга, потому что не чувствуем собеседника, не ощущаем его боли или обиды. Зачастую мы отстаиваем свою точку зрения в споре, высказываем свои обиды, не слыша другого. Нам следует научиться понимать позицию оппонента. Для этого нужно не только понять, но и постараться ощутить чувства другого человека.
Спросите мужчину, что почувствовала его жена, когда он произнес в ее адрес колкость. Спросите женщину, что почувствовал ее муж, когда она ему ответила «взаимностью».
Муж и жена — это две части одного целого. Ведь Всевышний сначала сотворил их вместе и лишь затем отделил Еву от Адама. Поэтому мужчину до женитьбы мудрецы Талмуда называют половиной человека. Вступая в брак, муж и жена обретают единство, как сказано в Торе: «Покинет мужчина отца и мать и прильнет к жене, и станут они плотью единой» (Брешит, 2:24). Единая плоть — это их общие дети, объясняет Раши. Однако мудрецы Талмуда высказывают и другое мнение: цель брака — это не только рождение детей.
Как же два разных человека могут добиться единства? Речь идет о единстве душ. Это не просто красивые слова, но и указание супругам ощущать себя частью единого целого, разделяя горести и радости.
— Нога моей жены нам болит, — пожаловался реб Арье Левин, когда пришел с женой к доктору, говорится в книге «Праведник нашего времени».
Если между мужем и женой царит мир, то спускается шхина — Б-жественное присутствие. Любовь между супругами выражается в их единстве. Не случайно слова любовь — ахава и один — эхад — имеют одну и ту же арифметическую сумму букв — гематрию: и в том, и другом слове это число 13.
Любопытно, что в момент строительства Мишкана — Храма в Синайской пустыне — евреи должны были дать тринадцать видов приношений. Число 13 намекает на то, что приношения должны исходить от любви. Но почему эти приношения для Храма были не обязательными для всех налогами, а добровольными приношениями?
Потому что не материальное, а духовное творит святость Храма. Не приношения, а любовь, которая побуждала людей давать приношения во имя единой цели, обладала силой спустить шхину — Б-жественное присутствие — в этот мир. Евреи удостоились принять Тору в заслугу за то, что стояли у горы Синай, «как один человек с одним сердцем». Это единство народа выражается также и в Храме, месте, в котором хранились скрижали Торы.
И сегодня, где бы мы ни были, в мыслях и в молитвах своих мы обращаемся к Иерусалиму, к месту, на котором когда-то стоял Храм. Несмотря на то, что за грехи наши мы разбросаны физически по всему свету, духовно мы все равно ощущаем себя единым народом, который как «один человек с одним сердцем».
Эта возвышенная идея имеет чрезвычайно важное практическое применение.
Духовный руководитель иешивы «Мир» рабби Йерухам Лейбовиц писал, что основа всей Торы и всех ее законов заключается в том, чтобы евреи ощутили единство душ.
Когда прозелит попросил Гилеля объяснить ему всю Тору, стоя на одной ноге, мудрец сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе! Все остальное — комментарии — иди и учи их!» Если ты не будешь причинять боль другому, то и он не будет тебе делать больно. Глубина слов Гилеля и состоит в том, что ты просто не можешь сделать ближнему того, что ненавистно тебе, потому что духовно вы как один человек. И ощущаете его боль как свою.
Рабби Акива утверждал, что главное правило Торы — это заповедь «Возлюби ближнего как самого себя!» Но это не сделка: сегодня ты поможешь мне, а завтра я — тебе. Когда ты радуешь своего друга, то и ты радуешься его радостью, потому что вы как один человек!
Почему не мстить? Как может левая рука мстить правой, говорят мудрецы, ведь мы — один человек?
Почему не красть, не обижать… И так все заповеди Торы!
Если супруги удостоятся ощутить, что они две половины целого, как начинают понимать друг друга, разделяя не только боль, но и радуясь радостям другого — как своим собственным!