Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Только не надо мне рассказывать, что Вас, дорогой читатель, все вокруг устраивает.
Так не бывает.
Всем что-то где-то не нравится, все как-то пытаются что-то изменить.
На общемировом или на личном уровне - зависит от масштаба личности (а точнее - от ее представления о собственном масштабе).
И как же это дело - изменения к лучшему - делается?
Правильно. Для начала надо указать на ошибки, перекосы и вопиющие недостатки.
Называется "критика".
Иногда резкая.
Или дружеская.
Может быть - конструктивная.
А может быть и не.
По-любому - критика призвана изменить существующее положение вещей.
И вот здесь наблюдается интересная особенность еврейской критики.
В то самое время, когда окружающие народы втыкают обвиняющий перст в адрес паствы, власти, врагов народа, интервентов или иноверцев - лезвие еврейской критики повернуто в сторону... самих евреев.
Ага, само-критика, именно так.
Причем, в отличие от соседей, критика которых принимает форму революций, войн,массовой истерии или просто язвительных памфлетов - еврейская критика очень часто имеет вид... широкой улыбки.
Вот таким образом, смеясь над самими собой, мы расстаемся со своими недостатками. А заодно - исправляем мир. Тихо, мирно, без шумa и пыли.
Хотите примеры?
Возьмите еврейские анекдоты.
Или еврейские притчи.
Фишель - это не тот шлимазл, которого придумал автор этого блога. Это персонаж, над которым евреи смеются на протяжении всей своей истории.
Но секундочку, неужели Фишель - это мы сами?!?
Именно так, дорогой читатель.
Несмотря на то, что мы все жутко умные, сильно успешные и неслабо образованные - в том, что касается духовной жизни - мы часто оказываемся шломперами, небахами и шлимазлами. И Фишель родился для того, чтобы нам это показать.
Смешно? Вот так примерно мы с Вами выглядим...
Уже грустно.
Кто виноват? - мы сами.
Что делать? - исправляться.
Некоторые (очень многие, кстати) это понимают без всяких объяснений.
Помните историю про койлель, ученики которого на Пурим всем скопом нарядились в персонажей "Майсес"? (здесь, п.17)
Так вот, недавно один (совершенно незнакомый мне) бней-бракский аврех прислал свои фотки с прошлого Пурима:
А еще он рассказал историю о том, как в Шушан Пурим он в таком вот виде отправился в Иерусалим. Там, в праздничной суматохе уличной давки он поймал тремп, чтобы доехать до одного из районов города. Подобрала его американская семья. Папа сидел за рулем, мама - рядом, а на заднем сиденьe устроились два очаровательных малыша, рядом с которыми наш аврехчик и приземлился. Машина тронулась. Первые несколько минут дети вытаращенными глазами молча сверлили попутчика, а потом старший из них торжественным полушепотом произнес:
"Ты взаправду настоящий ФИШЕЛЬ?!"
"Самый что ни на есть!" - ответил аврех.
"УАААААУ!!! Я так долго искал твой адрес, я хотел написать тебе письмо! Ты что, не понимаешь, что если едешь в телеге - мешок надо положить на пол?! Или в поезде - ты что, не мог спросить, в какой вагон тебе нужно садиться?"...
И так на протяжение получаса, пока они ехали.
Фотки и рассказ меня улыбнули.
А потом подумалось: вот она, разница между ребенком и взрослым.
Взрослый, посмеявшись над Фишелевыми "фашлами" - примеряет его роль на себя.
Ребенок - на полном серьезе собирается писать ему письмо, чтобы научить жизни.
Это и есть разница между теми, кто смеется над собой - и теми, кто с серьезным видом критикует других.
Давайте посмеемся над собой, дорогие читатели.
Покритикуем себя.
И - постараемся исправиться.
Три недели, которые перед нами - подходящее время не только для слез, но и для исправления.
Не скучайте
:)