Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Дисклеймер: все, что я тут сейчас напишу - я пишу, прежде всего, для себя. Если кому-то интересно - можете подсмотреть.
Вопреки распространенному в светских кругах мнению, возвращение к Торе - дело совсем нелегкое. А когда речь идет о бывших гражданах однойшестой, решивших вдруг причалить к образу жизни своих далеких предков - то это вообще нереально тяжело.
Потому что все, кого угораздило родиться в стране, которая "ядругойтакойстранынезнаю" - в каком-то смысле, ментальные инвалиды.
Нет, отрастить пейсы, нацепить шляпу, завернуться в талес и начать (к месту и не очень) употреблять выражения типа "бли недер", "беэзрат аШем" и "иштабах шмо" - совсем нетрудно. Найти понимание в глазах родственников и знакомых - уже труднее, но, в большинстве случаев, это тоже еще не катастрофа.
Проблемы начинаются, как это обычно бывает, когда новоприбившийся начинает пытаться навести порядок у себя в голове. А в голове у нас с вами прочно и неистребимо сидит тот самый совок, вбивание которого началось задолго до рождения этой самой головы. И неважно, к какому поколению принадлежит клиент и какие кричалки он впитывал с молоком партии - "всегдаготов", "перестройкагласностьплюрализм" или "унассвойпутьмывамотключимгаз". Потому что ментальная инвалидность в любом поколении совков - всегда одной и той же группы.
Хотите проверить? Давайте попробуем.
"Советское - значит лучшее"
Каждая особь, передвигающаяся на двух ногах, пытается принадлежать к какой-то группе. И в этом, в общем-то, нет ничего плохого. Разруха в головах начинается, когда своя группа объявляется исключительной и единственно верной, и, как следствие - все остальные становятся "ущербными", "неполноценными" и "неправильными". Это стремление свежерелигиознувшегося к исключительности может проявляться как на уровне "наша синагога - самая правильная", через "наш хасидут - самый лучший" и вплоть до "мы, религиозные - самые крутые".
Как-то раз в автобусе ко мне подсел русскоязычный "хасид", принадлежащий к "особенному" хасидуту, и начал всячески подчеркивать эту свою принадлежность. Когда я от него устал, я заметил ему, что очень рад за то, что он нашел себя и пожелал ему всяческих успехов. Он почему-то воспринял это, как поддержку, и начал наезжать на литваков. Отклеился он только после того, как я задал ему риторический вопрос: "Неужели ты думаешь, что если бы я разделял твои убеждения, я лишнюю минуту остался бы там, где я нахожусь сейчас?"
Построить всех евреев ровными рядами, одеть в одинаковые пиджаки и утвердить общий нусах молитвы - не наш метод. У евреев во все времена было разделение на колена, школы и общины. Полный плюрализм в рамках отдельно взятого учения. А иначе - получится совок, куба и северная корея.
"И тут я такой весь в белом"
Одна из разновидностей гипертрофированной "гордости за своих" - это заявление "зато мы, "русские" - интеллектуалы, самые образованные и обалдетькакиеумные".
Да, в ешивах часто русскоязычные ребята выделяются на общем фоне - за короткий срок они не только наверстывают то, что упустили за годы "щасливого детства", но и становятся одними из самых успешных учеников.
Да, среди лучших художников, музыкантов и врачей - процент наших "дважды соотечественников" впечатляет.
И, да, наше образование, наша работоспособность и неизбалованность, в среднем, наверное, будет повыше "средней температуры по палате".
Но чем тут гордиться?
Так же, как никакому нормальному человеку не придет в голову гордиться высоким ростом, орлиным профилем и голубыми глазами - так же глупо записывать себе в заслугу место рождения, которое, в свою очередь, предопределило нашу ментальность, наше воспитание и наше образование. Эти факторы были изначально даны нам в качестве вводных условий задачи, стоящей перед каждым в отдельности. И что, теперь слесарь должен ходить по всему району и приставать к прохожим "смари, какой у меня крутой разводной ключ"?
"У нас есть газ!" - гордиться этим может только совок.
"Ты на кого батон крошишь?"
Каждый человек - это целый мир. И каждый внутри себя чувствует свою исключительность. Некоторые удивляются, что все остальные ее не чувствуют. Если кто-то слишком навязчиво пытается убедить в собственной неповторимости окружающих - это еще полбеды. Намного хуже, если клиент пытается добиться "уважения" с помощью агрессии и унижения других.
Не дай вам Б-г, находясь среди совков, случайно наступить кому-нибудь на ногу. Вы тут же узнаете не только о том, кто вы такой по жизни, но и то, что вас угораздило напороться на первого парня на деревне. И таких "первых" там - каждый встречный. "Вторых" не существует по определению. Один - племянник министра, второй - сосед мафиози, а третий вообще - "зону топтал".
Вам кажется, что мы далеки от этих типажей? Давайте посмотрим внимательно: как мы воспринимаем критику в свой адрес? Готовы ли мы к компромиссам с соседями? С родственниками? Почему большинство "нашеязычных" так однозначно противятся отдаче "территорий"? Только ли потому, что это не принесет никакой пользы, или, может, еще и потому, что "они не знают, с кем связались"?
Реально достойный и уверенный в себе человек никогда не отреагирует агрессией на "попрание своих прав". Ни в очереди в супермаркете, ни в споре с квартиросъемщиком, ни в комментариях в интернете.
Потому что он - не совок.
"Если соседу плохо - это очень хорошо"
Вы когда-нибудь задумывались, почему Лоту при эвакуации из Сдома запретили оборачиваться?
А потому что то, что там произошло, было актом Справедливости. У Лота к жителям Сдома были собственные претензии, а потому - при виде ковровой бомбардировки своих соседей, его радость имела бы личный оттенок.
Когда в "Авину Малкейну" мы просим "отомсти у нас на глазах за пролитую кровь Твоих рабов" - мы просим о том, чтобы быть достойными увидеть акт Справедливости, никак не приплетая к нему личные мотивы.
Когда мы радуемся по поводу сдохшей коровы у злобного соседа - чего здесь больше: "есть Суд, и есть Судья" - или "от так тебе, будешь знать, как вытаптывать мой огород"?
Когда мы слышим о том, как на нашей доисторической все наперекосяк - от чего мы реагируем так, как мы реагируем? От "за все в конце концов приходит расплата", от "слава Б-гу, что нас там нет", или от "ага, я еще не забыл, как вы издевались надо мной в четвертом классе (армии, университете, аспирантуре)"?
Способность к сопереживанию - очень несовковая способность. И все песни и танцы о том, что "у них на Западе к упавшему прохожему никто не подойдет" призваны были всего лишь создать очередной миф и оправдать собственную неспособность к сопереживанию.
Оттакие дела.
И что же нам со всем этим делать?
Не знаю, шо делать.
Учиться. Больше, наверное, нечего.
Теги: Подумалось