Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В праздник Суккот есть особенная заповедь: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив...» (Ваикра, 23). Все «религиозники» отправляются за покупкой «арбаа миним» – четырех видов растений, заповеданных Торой для выполнения этой заповеди – и стараются купить самые высококачественные (меударим) и красивые. У мудрецов много сказано о мистической стороне этой мицвы, например, об исправлении ей греха первого человека – Адама. С этой заповедью в Традиции связано много преданий, сказаний, примет.
Например, считается, что приобретение этрога высшего качества – хороший знак для рождения ребенка мужского пола.
Этот импровизированый рынок на улице Штраус – главный в Иерусалиме. Раз в году пространство между домами затягивается синим тентом, чтобы была хоть какая-нибудь тень (поэтому все фотки синюшние), висят огромные мощные лампы и на столах практически круглосуточно от Йом Кипура до Суккота лежит товар - торговля идет не переставая.
Купив – сразу возникает вопрос: как сохранить и не повредить.
Главное в выборе «арбаа аминим» – качество и красота, хотя и то, и другое – очень субъективны.
Несмотря на страшную толкатню и давку, и саму рыночную атмосферу, все очень спокойны и доброжелательны.
Что покупают? Собственно, «арбаа миним», т.е. четыре вида растений – свежую, еще не распустивщуюся пальмовую ветку – лулав (но не «канари»), три веточки мирта – адас (главное, чтобы адас не был «шоте»), две ивовые (но не любой ивы) - арава, и плод прекрасного дерева –- этрог, которого есть четыре основных вида – йеменский, Хазон Иш, Калабри и марроканский. В специальной комнате сидят раввины, к которым можно подойти посоветоваться (бесплатно) и показать выбранные растения еще до оплаты. Кстати, это одна из функций и местного раввина – решение «бытовых» вопросов. Наличие знающего раввина, с которым есть доступная связь и можно посоветоваться по текущим вопросам – необходимая составляющая религиозной жизни.
Еще надо купить пластмассовый пакет для их хранения и транспортировки и вязанную из листьев пальмы «держалку», которую все называют койшкл (идиш) – на фотке слева. Об особом предназначении и важности койшкл, который связывает в единое растения, говорит главный свод еврейских законов - Шулхан Арух. Несмотря на то, что койшкл - идишское слово, оно принято в Израиле всеми, также, как например, слово йорцайт - готовщина смерти .
Набор адасим (три веточки миртового дерева) «алеф-алеф», т.е. высшего качества стоит 30 – 50 шекелей, лулав – от 50 до 150, этрог – где-то между 50 и 250, иногда – дороже. Есть множество историй, как еврейские праведники и мудрецы стремились выполнить эту мицву самыми красивыми и кошерными этрогами, тратя огромные деньги и посылая специальных посланников в другие страны. Например, в Марроко растут леса диких этрогов, и можно быть уверенным, что привезенные оттуда плоды – не скрещены с другими цитрусовыми.
Рав Ицхак Зильбер рассказывал удивительные истории, как удавалось выполнять эту мицву в советской России, но здесь он покупал совсем не самые дорогие этроги, считая, что если есть лишние деньги – то лучше их потратить на помощь нуждающимся.
Что, почему и зачем делают с «арбаа миним» можно подробнее узнать в статье про Праздник Суккот
Теги: Иерусалим, Шулхан Арух, рав Зильбер, Мицва, Праздники