Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Пророк Йоэль

Йоэль (или Иоиль, ивр.: יואל) — Йоэль бен Петуэль, еврейский пророк эпохи Первого Храма. Книга Йоэля входит в ТаНаХ в числе двенадцати книг т.н. «малых пророков» — «Трей Асар».

В 3190 году /570 г. до н.э./ Йоэль бен Петуэль получил пророческую традицию от своего наставника, пророка Михи (Рамбам, Сефер аМада; Седер адорот).

Йоэль предсказал нашествие саранчи, которое приведет страну к губительному голоду (Йоэль 1:2-20). Пророк призывал народ к раскаянию, чтобы предотвратить надвигающееся бедствие, — но для подлинного раскаяния, по его образному выражению, нужно было «рвать сердца свои, а не свои одежды» (там же 2:13).

Значительная часть пророчеств Йоэля посвящена заключительному периоду еврейской истории, когда Творец возвратит изгнанников на свою землю. «В те дни и в то время, когда Я верну пленников в Иудею и в Иерусалим, — говорит пророк от имени Б-га, — Я соберу все народы …и буду судить их за Мой народ, за удел Мой — народ Израиля, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, которую они разделили» (Йоэль, 4:1-2, Раши).

Комментаторы поясняют, что слова «Я соберу все народы» подразумевают нашествие царя Гога из страны Магог. Вскоре после возвращения евреев из изгнания армии многих народов сойдутся к Иерусалиму, чтобы покорить святой город, — и Творец будет сражаться за Свой народ (Радак и Мальбим).

Тогда «Египет [т.е. земля потомков Ишмаэля] станет пустошью, а Эдом [земля наследников Рима] будет безлюдной пустыней за насилие над сынами Израиля, чью невинную кровь они проливали в своих странах». «И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную» — передает Йоэль обещание Б-га (Йоэль, 4:19,21, Радак и Мальбим).

В те грозные дни, когда Всевышний проявит Свои «знамения на небе и на земле — кровь и огонь, и столбы дыма», спасение для евреев будет лишь на Святой Земле: «…на горе Сион и в Иерусалиме останутся спасшиеся, те, кто взывают к Б-гу» (там же, 3:3-5). «И возгремит Б-г с Сиона, и подаст Свой голос из Иерусалима, и содрогнутся небо и земля, — предсказывает Йоэль, — но Б-г станет убежищем для Своего народа и оплотом сынам Израиля» (там же, 4:16).

С тех пор «Йеуда и Иерусалим будут навечно заселены — во веки веков» (там же, 4:20).

В конце времен все евреи поднимутся на высочайшую духовную ступень пророческого постижения: «И будет, Я изолью Мой дух на всякую плоть, и станут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши, вашим старцам будут сниться вещие сны и юноши ваши будут видеть пророческие видения» (там же, 3:1).

Йоэль продолжал пророчествовать еще в царствование царя Менаше, правившего до 3283 года /477 г. до н.э./ (Седер адорот).

Передал пророческую традицию своему ученику, пророку Нахуму (Седер адорот).

Выводить материалы