Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Бешт
Тема

Праведники народов мира

Кого мы называем праведниками народов мира?

Праведники народов мира (ивр. хасидей умот а-олам) — так мы называем сейчас тех представителей разных народов, которые спасали евреев во время Катастрофы, рискуя собственной жизнью.

Праведники среди неевреев

Еще мудрецы Талмуда (Санхедрин 59) рассуждали о тех неевреях, которым уготовано место в Грядущем мире. Рамбам, развивая эту мысль в Илхот Млахим (8:11), говорит о праведниках народов мира — хасидей умот а-олам, соблюдающих семь заповедей Ноаха и признающих Б-жественное происхождение этих заповедей.

То значение, которое праведникам народов мира придается в Израиле после Катастрофы, имеет свой исток в книге Зоар (Шмот, 268а) и подразумевает тех представителей разных народов, которые не питают ненависти к евреям и поступают с ними справедливо, особенно в годы гонений. Такие люди были во все времена.

Понятие хасидей умот а-олам в современном Израиле

В 1953-м году израильский Кнессет принял закон «Об увековечении памяти мучеников и героев» и возложил задачу увековечения имен тех праведников, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев, на Национальный институт Катастрофы и героизма «Яд Вашем».

В годы Катастрофы было немало людей, которые предоставляли евреям тайные убежища, помогали изготавливать фальшивые документы, придумывали им правдоподобные «арийские» биографии, организовывали побеги из гетто и лагерей — по велению совести, бескорыстно, пренебрегая угрозой предательства и расправы.

Имена некоторых праведников известны многим: немецкий промышленник Оскар Шиндлер и его жена Эмили, японский дипломат Тиунэ Сугихара, шведский дипломат Рауль Валленберг, сотрудница варшавского Управления здравоохранения Ирена Сендлер…

Но сотни праведников по сей день остаются безвестными: кто-то погиб от рук нацистов вместе с евреями, которым они пытались помочь; в иных случаях — погибли или умерли спасенные ими евреи; а многие просто молчат по давней привычке. Но неведомые нам имена этих праведников вместе с их героическими поступками «записаны» навечно ту единственную Книгу Памяти, которую невозможно ни сжечь, ни спрятать.

Выводить материалы

Три царственные праведницы

Батшева Эскин

Три женщины, о которых пойдет речь, были награждены израильским мемориалом Холокоста «Яд Вашем» званием «Праведник народов мира» — в числе десятков тысяч праведников, спасавших евреев в разных странах мира в годы Катастрофы.

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

Как неевреям славить Создателя?

Рав Реувен Куклин

У народов мира есть преимущество перед евреями...

Болгарские праведники

Батшева Эскин

Тысячи людей по всему миру спасали евреев от смерти в годы Катастрофы. В Польше, в России, на Украине, в Белоруссии, во Франции, в Чехии, в Германии, в Италии… – прятали евреев на чердаках, в снопах, в подполах, в монастырях… Подделывали документы, вывозили тайно в багажниках машин, переправляли на плотах и лодках, усыновляли еврейских детей… Эти бесстрашные люди рисковали своими жизнями ради жизней тех, кого преследовали и уничтожали нацисты. Мы, евреи, называем их праведниками народов мира

Рауль Валленберг

Толдот Йешурун

Амстердам еврейский

Михаил Френкель

Чтобы обойти их все, понадобится почти целый день, но зато по окончании тура можно получить уникальную информацию об истории и культуре евреев, населявших Амстердам в различные эпохи

С точки зрения ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма?

Рав Нахум Шатхин

Рав Нахум Шатхин отвечает на вопросы: с точки зрения иудаизма человек — раб Всевышнего? Или просто творение? Почему праведники стремились вытеснить все личные мотивы из своих действий? Исход из Египта — переход от одного вида рабства к другому?

Потерять семью, обрести жизнь

Батшева Эскин

Родители Цви-Йосефа Хершеля были убиты в Собиборе в июле 1943-го, но перед отправкой в транзитный лагерь они успели передать своего четырехмесячного сына нееврейской семье, и этим спасли его. Голландская семейная пара Де Йонг, рискуя своей жизнью и жизнями своих пятерых детей, воспитывала мальчика, как родного сына, а когда настало время, простилась с ним на долгие годы