Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Пророк Овадья

Овадья (или Овадия, ивр.: עובדיה) — еврейский пророк эпохи Первого Храма. Был гером-прозелитом из страны потомков Эдома (Эсава) и отличался своей глубочайшей богобоязненностью. Овадья жил в Северном Израильском царстве, где и начал пророчествовать во время царствования царя Ахава. Год рождения точно не известен, умер Овадья в 3043 году (717 г. до н.э.). Книга пророка Овадьи входит в ТаНаХ в числе двенадцати т.н. «малых пророков» — «Трей Асар».

Оглавление

Эпоха и окружение [↑]

В ТаНаХе про Овадью сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадье (Санхедрин, 39б).

Овадья учился у пророка Элияу (Седер адорот).

После того, как в 3021 году (739 г. до н.э.) над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в городе Шомрон (Самария), тогдашней столице (I Мелахим 18:3).

В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, жена царя, идолопоклонница Изэвель, повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим18:3-4, Раши).

В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (Шмот раба 31:4).

В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня достигали те, кто был рожден в еврейской семье (Раши).

В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]

В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников [подразумеваются Ицхак и Ривка] и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).

Пророчества Овадьи [↑]

Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова, покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда», — согласно многим комментаторам, здесь предсказано разрушение Второго Храма (см. Радак). Затем пророк продолжает: «…Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).

А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).

Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева [т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава — см. Раши], и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).

Говорится в книге Зоар, что только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).

Согласно традиции, умер пророк Овадья умер в 3043 году (717 г. до н.э.) одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).

Примечание.

[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).

Выводить материалы

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Книга Царей 50. Чудо с оливковым маслом, совершенное для вдовы пророка Овадии. Пророк Элиша воскрешает сына Шунамитянки

Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Царей»