«Береги свою речь» — так называется практическое руководство, изложенное по книге «Хафец Хаим» рабби Исраэля Меира Акоэна. Его автором является рав Зелиг Плискин. Книга посвящена законам лашон а-ра, злоязычия. Злой язык — источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Внимательно изучая эти законы, мы избавляемся от дурной привычки к злословию, что благотворно влияет на состояние души, здоровье и продолжительность жизни.
Оглавление
Труды рабби Исраэля Меира Акоэна [↑]
Прославленный рабби Исраэль Меир Акоэн известен всему миру под именем Хафец-Хаим. Так называется главный труд его жизни, которому посвящена книга «Береги свою речь».
Шедевром Хафец-Хаима, его лучшей и важнейшей работой, по всеобщему мнению, является «Мишна Брура», шеститомный комментарий к «Орах Хаим» (первой из четырех частей «Шульхан Арух»).
Другая его книга «Аават Хесед» («Любовь к доброте») представляет собой сжатый сборник еврейских законов о милосердии и о том, как давать ссуды; именно этот труд стал причиной формирования сотен благотворительных организаций во множестве общин, разбросанных по всем странам.
Хафец-Хаим был автором разъяснений трактатов, связанных с законами Храма, руководства по соблюдению заповедей евреями, проходящими военную службу, книг об этических законах ведения торговли, совершения сделок и пр. Темы работ мудреца разнообразны, но среди них есть одна, которой он посвятил особое внимание, — лашон а-ра (злословие).
Лашон а-ра [↑]
Злой язык — источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Лашон а-ра лежит в основе ненависти, ревности, зависти. Невоздержанность в словах разрушает человеческие отношения, приводит к распрям и конфликтам. Многие теряют заработок, работу, добрую дружбу, семью только из-за того, что злословили по поводу других людей (или из-за того, что другие злословили на их счет). Иногда лашон а-ра становится даже причиной ранней смерти человека.
Все прекрасно понимают, что лашон а-ра — зло, что сплетни и злословие — грех. Однако гибкое человеческое сознание изобретает множество уловок, чтобы этот грех постоянно совершать и оправдывать. «Я только пошутил», «мои слова его не обидят», «то, что я говорю, чистая правда», «это известно всем», «поверьте, мои слова — не злословие, я желаю ему только добра», — ряд оправданий бесконечен.
Книги Хафец Хаима о законах речи [↑]
Чтобы разъяснить и как-то исправить создавшееся положение, рабби Исраэль Меир составил практический труд по законам лашон а-ра, который назвал «Хафец Хаим».
С большим энтузиазмом встретил еврейский мир первое издание книги (1873), отпечатанной в количестве четырех тысяч экземпляров. Впервые воедино были собраны и систематизированы все законы о лашон а-ра. «Хафец Хаим» начали изучать индивидуально и в ешивах. Книга стала настольным пособием таких знатоков Торы, как рабби Исраэль Салантер и руководитель Гурских хасидов.
В дополнение к своему труду Хафец-Хаим написал еще несколько работ, посвященных моральным законам речи: «Шмират Алашон», «Ховат Ашмира», «Кевод Шамаим» и др. В этих книгах мудрец призывает нас бережно относиться к каждому произносимому нами слову, к каждой интонации, причем подкрепляет свои высказывания цитатами из Талмуда и Мидраша.
Своим названием книга «Хафец Хаим» обязана стиху: «Кто тот человек, жаждущий жизни (на иврите “жаждущий жизни” — хафец хаим), любящий дни, чтобы увидеть хорошее? Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана» (Теилим 34:13—14).
Будучи удивительно скромным человеком, рабби Исраэль Меир опубликовал свою книгу анонимно. Читатели, еще не зная, кто автор этого труда, стали называть его Хафец-Хаим. Эти два слова превратились потом в имя автора, потеснив его настоящее имя.
«Хафец Хаим» и «Береги свою речь» [↑]
Книга «Береги свою речь» не является переводом книги «Хафец Хаим». Это лишь адаптированное изложение этого классического труда, цель которого — помочь тому, кто не может из-за недостаточного знания языка прочесть труд в оригинале, т.е. облегчить такому человеку понимание важнейших законов иудаизма. В текст непосредственно включены наиболее важные выдержки из книги рабби Исраэля Меира. Составитель адаптации подкрепил ее реальными примерами из современной жизни, чтобы ярче и доступнее проиллюстрировать практическое применение законов, систематизированных Хафец-Хаимом.
Однажды некий коммерсант из Варшавы представил рабби Исраэлю Меиру список его книг, которые он хотел бы у того приобрести. Быстро просмотрев перечень, мудрец спросил: «Я вижу, вы заказали все мои книги, кроме “Хафец Хаим”, сборника законов о лашон а-ра. Вас не интересует эта важная тема?» Коммерсант ответил: «На самом деле, я собирался приобрести и эту книгу. Но я боюсь… Видите ли, у меня такая работа, что каждый день приходится встречаться со многими людьми. Разные люди говорят разное. У меня просто нет возможности не говорить и не слушать лашон а-ра». На это Хафец-Хаим сказал ему: «Я хорошо знаком с этой проблемой и даже обсуждал ее с рабби Исраэлем Салантером. Он сказал мне так: человеку имеет смысл просто взять и прочитать вашу книгу о лашон а-ра, даже если, прочтя ее и закрыв, он только вздохнет…»
Чистый язык и окончательное освобождение [↑]
Некоторые люди считают, что человеку предпочтительней грешить, находясь в неведении о греховности своих действий, нежели грешить сознательно. Но этот принцип неприменим к заповедям, которые подробно описаны в Торе (например, лашон а-ра или сплетни, рехилут). Сама Тора предписывает нам постоянно помнить о том, какое наказание получила Мирьям за произнесенные ею осуждающие слова в адрес пророка Моше.
Еврейский народ обладает особым достоянием — он избран Создателем Вселенной для получения Его Учения. В этом мы усматриваем главное отличие от остальных народов, но вместе с тем и бремя колоссальной ответственности. Однажды из-за грехов народа Израиля был разрушен Храм, а народ изгнан из Эрец Исраэль, причем изгнание длится по сегодняшний день. В Талмуде отмечается, что именно лашон а-ра — причина нашего изгнания.
Имея возможность внимательно и скрупулезно изучать законы речи, человек может постепенно избавиться от привычки злословия. Так, благословленные этим достижением, мы ускорим окончательное освобождение.